Steam — сервис цифровой дистрибуции компании Valve,
известного разработчика компьютерных игр. Steam выполняет функции
службы активации, загрузки через интернет, автоматических обновлений и
новостей для игр как самой Valve, так и сторонних разработчиков по
соглашению с Valve.
Через Steam продаются все игры, выпущенные
Valve, а также игры сторонних разработчиков и издателей, таких как
Activision, Eidos Interactive, EA Games, Epic Games, GSC Game World, id Software, Majesco, SEGA, THQ, 2K Games, Atari, Rockstar Games, UbiSoft, NCSoft.
К 2009 году через Steam распространяется более 700 игр и паков, а количество активных пользователей превысило 15 миллионов.
Полный список издателей и разработчиков, сотрудничающих со Steam, расположен в открытом доступе на сайте Steam.
Через Steam распространяются только игры, трейлеры и модификации к
ним, однако Valve несколько раз заявляли, что в дальнейшем планируют
расширить специализацию сервиса, начав распространение через него
музыки и фильмов. Тем не менее, к указанным срокам никаких изменений не последовало.
Содержание:
- История создания
- Название
- Влияние на игровую индустрию
- Возможности
- Рекламные акции
История создания
Сервис пришел на смену более ранней системе WON,
которая была более узкоспециализированным сервисом и не являлась
системой распространения данных по интернету (цифровой дистрибуции).
История Steam началась в 1999 году с успехом Team Fortress Classic и Counter-Strike.
Ещё до выхода финальных версий эти игры стали одними из самых
популярных многопользовательских игр. В то время популярность игр
достигала максимум 2-3 тысяч активных игроков. Число игроков TFC и CS спустя пару лет возросло в несколько раз. В результате, Valve
приступила к пересмотру традиционных методов организации онлайн-игр.
Необходимо было решить проблемы и в свете дальнейшего наплыва игроков.
В основном, это касалось автоматического обновления, совершенствования анти-чит системы.
Когда разработчики работали над этой системой, к ним пришла идея
использовать эту платформу для продажи игр. Реализация данной идеи
представилась слишком дорогой, поэтому в Valve искали сотрудничества с
различными компаниями, такими как Amazon, Yahoo и Cisco,
предлагая данный подход, но все отделывались обещаниями. Поскольку
система была так необходима Valve, компания решила, что будет сама
осуществлять эту идею.

Интерфейс Steam первой версии
Steam впервые был представлен на Game Developers Conference 22 марта 2002 года.
Версия Steam 1.0 стала доступна во время бета-тестирования Counter-Strike 1.4. Установка Steam была обязательна для бета-тестеров CS 1.4, но являлась лишь дополнительным компонентом для финальной версии.
В Steam 2.0 был изменён пользовательский интерфейс и интегрирована система мгновенного обмена сообщениями с друзьями.
В конце 2003 года
Valve объявила о своих планах закрытия WON и обязательной установки
Steam для онлайн-игр Valve. Это вызвало гнев многих игроков, которые
затем создали WON2 в качестве замены.
26 июля 2004 года World Opponent Network была закрыта и заменена на Steam.
В сентябре 2004 года стало известно о суде Vivendi Games с Valve. Компания утверждала, что распространение Half-Life 2 через Steam нарушило издательский контракт. Vivendi проиграла дело, и ей было запрещено продолжать лицензирование
игр Valve для Интернет-кафе. Позже контракт между этими двумя
компаниями был расторгнут, и Valve выбрали Electronic Arts в качестве
нового розничного издателя.
В ноябре 2004 года Valve выпустила Half-Life
2 — первую однопользовательскую игру, требующую Steam клиент в
обязательном порядке.
Под конец 2005 года в Steam впервые появились игры сторонних разработчиков: Rag Doll Kung Fu (12 октября) и Darwinia (14 декабря).
В августе 2006 года начался переход к Steam 3.0.
В начале был изменён дизайн официального сайта, а затем, в декабре, и
внешний вид программы. Следующий шаг последовал в августе 2007 года — первая бета-версия Steam Community, релиз которой состоялся в сентябре.
В начале 2008 года Valve сделали платформу Steam более открытой, выпустив Steamworks.
Этот пакет предоставляет разработчикам и издателям функциональность
Steam (или его частей) бесплатно. Это касается, прежде всего,
статистики и DRMAudiosurf. Она распространяется через Steam и использует Steamworks для интеграции со Steam Community и системой достижений.
функций. Причина этого шага — укрепить рынок компьютерных игр и более
широкого распространить Steam. Первая игра, использующая эти
возможности, появилась в середине февраля. Это была музыкальная аркада
4 октября 2008 года через Steam стали доступны первые пять модификаций для Source-игр.
(раннее все модификации необходимо было скачивать и устанавливать
вручную). А в начале февраля 2009 к ним прибавилось еще 2 мода.
16 марта 2009 года в SteamWorks была реализована новая функция для разработчиков игр под названием Downloadable Content (DLC).
Это позволяет разработчикам публиковать дополнительный внутриигровой
контент по небольшим ценам (около 2—5$), что, по сути, является
аналогом микротранзакций. Первыми играми с поддержкой DLC стали The Maw и Far Cry 2.
Название
Steam (русск. пар) — своеобразная игра слов, используемая компанией-разработчиком. Название фирмы Valve переводится с английского языка как клапан, кроме этого, «трубопроводная» тематика встречается и в названиях прочих разработок компании: Steamworks (русск. паровые работы), Steam Cloud (русск. облако пара) и Source (русск. источник).
Влияние на игровую индустрию
Появление Steam сильно повлияло на разработки инди-игр, разработчики которых зачастую не могли найти себе издателя.
Распространение нестандартных игр на дисках с точки зрения издателей —
рискованный шаг, ведь заранее неизвестно, как отнесутся к игре
покупатели.
Метод цифровой дистрибуции, позволяющий
отказаться от затрат на печать дисков, документации и коробок, а также
от издержек на продажу через ретейлинговые сети, позволяет издавать такие игры с меньшим финансовым риском.
После того, как Valve начала распространять через Steam игры Darwinia и Red Orchestra,
их разработчики получили сразу несколько предложений от розничных
издателей, так как эти игры продемонстрировали свою востребованность.
Также распространение Steam повлияло и на
цифровую дистрибуцию в целом. Сразу после выхода Half-Life 2
(требующей обязательной установки Steam), этот сервис привлёк внимание
множества игроков. Steam стал первым удачным проектом в этой области
(Около 25 % копий Half-Life 2 было продано через Steam). Вскоре после
этого о создании своих подобных сервисов заявили несколько крупных
компаний, таких как Sega, EA Games и 3D Realms. Более мелкие компании, такие как Stream Theory и Virgin Games, также анонсировали свои проекты.
Однако некоторые компании, в конечном итоге,
не довели собственные
проекты до завершения. Sega стала продавать свои игры в Steam, а сервис
Triton компании Game xStream, распространявший игры 3D Realms, был
закрыт. (игры 3D Realms также перешли в Steam). Electronic Arts тоже
стали распространять некоторые свои игры через Steam, несмотря на свой
сервис EA Store (помимо цифровой дистрибуции этот сервис предназначен и для онлайн продаж игр на физических носителях).
Возможности
- Steam выступает в роли технического средства защиты авторских прав (DRM) (причём даже если используется коробочная версия игры, нет необходимости все время вставлять в привод диск с игрой)
- Поскольку
Steam позволяет загружать игры непосредственно с серверов Valve, он
устраняет необходимость в издателе — промежуточном звене между
разработчиком и потребителем.
- Разработчик получает возможность более оперативно реагировать на
потребности игрового сообщества (например, путём выпуска бесплатных
дополнений наподобие Half-Life 2: Lost Coast)
и осуществлять полный контроль над распространением самих игр, так как
даже коробочные версии Steam-игр требуют обязательной активации через
Интернет.
- Возможность купить игру на чужой аккаунт в качестве подарка (Gift).
Либо подарить кому-либо «лишнюю игру», купленную повторно в составе
сборника. Например, владельцы Half-Life 2 и/или Half-Life 2: Episode One, могли подарить эти игры другим людям, если приобрели сборник The Orange Box.
Для этого нужно указать e-mail получателя, или выбрать его аккаунт в
списке соответствующего диалога (при этом аккаунт получателя должен
быть добавлен в список друзей — Steam Friends). Подарки стали
самой распространённой формой покупки Steam-игр через третьих лиц среди
пользователей, не имеющих возможности купить игру напрямую из-за
отсутствия кредитной карты. После перевода денег от покупателя к
продавцу через электронную платёжную систему, продавец покупает игру
как подарок через кредитную карту и отправляет покупателю по
электронной почте или через Steam. Цены у продавцов, покупающих игры
легально со своей кредитной карты, как правило несколько выше цен игр в
Steam. У продавцов, занимающихся кардингом,
цены могут быть в несколько раз ниже (обычно $5-$10 за игру), однако
при этом появляется риск отзыва подарка в случае, если владелец
кредитной карты обнаружит снятие средств и выполнит отказ от платежа.
- Также Steam позволяет владельцам интернет-клубов заключить договор на использование системы CyberCafe, позволяющей пользоваться значительной частью Steam-игр за определённую ежемесячную абонентскую плату.
- Многоязычность
Steam в настоящее время доступен на следующих языках: английский, голландский,
датский, итальянский, испанский, корейский, немецкий, норвежский,
польский, португальский, русский, тайский, традиционный китайский,
упрощённый китайский, финский, французский, шведский и японский.
В Steam реализована региональная защита
ввиду того, что в разных регионах коробочные издания Steam-игр имеют
разную стоимость. То есть игры, купленные в России (в коробочном
варианте), не будут работать за пределами СНГ
(Такая защита была осуществлена к выходу Half-Life 2: Episode One в
2006 году). В то же время, данный подход позволяет издателям сделать
доступной любую официальную озвучку, так как издатели могут не опасаться реэкспорта
игр. Большинство игр, купленных в Steam, мультирегиональны и не имеют
ограничений, поскольку продаются по одинаковой цене во всех регионах.
- Сетевые игры
В обязанности части Steam, ответственной за игры через Интернет, входит получение списка серверов, проверка версий клиента и сервера для обеспечения их совместимости, а также предоставление серверу сведений об учётной записи Steam и блокирование аккаунтов,
уличённых в нечестной игре службой Valve Anti-Cheat, доступа ко всем
сетевым Steam-играм, поддерживающим технологию VAC. Также Steam
блокирует доступ к Steam-серверам
пользователям, не имеющим учётной записи Steam (non-Steam версии игр)
или на учётной записи которых нет купленной игры, что является ещё
одним компонентом защиты DRM. Этот компонент не могут обходить
взломанные версии Steam, поскольку это требует взлома или обхода
серверов аутентификации Valve.
- Match Making
Данная функция появилась с выходом Left 4 Dead.
Суть ее заключается в том, что игроки подключаются не сразу к серверу,
а сначала к созданному одним из игроков лобби. Лидер лобби может
выбирать параметры игры (карта, уровень сложности и т. д.), «выгонять»
кого-либо из подключившихся, сделать доступ к лобби только для друзей
или по приглашениям. После того, как необходимый состав игроков набран,
лидер лобби запускает поиск сервера. Steam подбирает наиболее
подходящий пустой сервер, на котором устанавливает требуемые настройки
и подключает к нему игроков из лобби.
- Steam Cloud
Данная функция позволяет сохранять игровые данные (такие, как личные
конфигурации, настройки клавиатуры, мыши, и лого-спреи для
мультиплеерных игр) на серверах Valve.
Функция полезна тем, кто использует свои Steam-игры на нескольких
компьютерах. В дальнейшем Valve планирует добавить возможность
сохранять на сервере и файлы сохранений.
- Steam Community
Steam чат
12 сентября 2007 года
было выпущено обновление для Steam (официально названное Steam
Community), призванное облегчить общение между пользователями сервиса.
Обновление внесло следующие изменения:
- Steam Community позволяет создавать свои персональные web-странички
в системе Steam, создавать группы и вступать в них. В каждой группе
есть чат, количество человек в котором отображается на странице группы.
- Статус каждого участника отображается на его страничке: В сети, Вне сети, Отошёл, Занят, В игре
(с указанием названия игры). Также на личной страничке отображается
статистика времени игры за последние 2 недели, отдельно для каждой
игры. Время проведённое за non-Steam игрой в статистике не отображается.
- Чат в Steam был значительно переработан к выходу Steam Community.
Была добавлена возможность голосового общения, а возможное количество
участников возросло до нескольких десятков (ранее было возможным
общение только один-на-один). Главным обновлением Steam-чата является
возможность использовать его в любой игре, даже если она не продаётся в
Steam: если в меню Steam разрешена соответствующая опция, определённой
комбинацией клавиш открывается полупрозрачное меню Steam Overlay — интерфейс Steam Community поверх изображения игры.
- Система достижений
В некоторых играх существуют достижения - необязательные игровые
задания, при выполнении каждого из которых в игре сохраняется
информация. При этом если Steam запущен в онлайн режиме, достижение
также сохраняется на аккаунте Steam, что позволяет восстановить
полученные ранее достижения при переустановке игры. Первыми играми,
использующими эту систему, стали игры Orange Box. Все игры из этого набора, кроме Half-life 2 и Half-Life 2: Episode 1,
предлагали игрокам произвольный набор достижений, выполнение которых не
несло абсолютно ничего, кроме информации в статистике Steam. Однако,
спустя некоторое время, выполнение достижений отобразилось на игровом
процессе сетевого командного шутера Team Fortress 2,
для которого на данный момент выпускаются обширные обновления,
расширяющие вооружение каждого игрового класса. Вместе с каждым таким
обновлением разработчики дополняют список достижений набором специально
для усовершенствованного класса. Выполнение некоторого количества из
новых достижений и открывает новое оружие, кроме того сами задания
заставляют изменить поведение в игре. На данный момент, Team Fortress 2 является единственной игрой, полноценно использующей возможности достижений. Другой сетевой шутер Valve, Day of Defeat: Source
после перехода на обновлённый игровой движок также получил набор
достижений, тем не менее их выполнение не влияет на игровой процесс.
Позже система была добавлена в набор для разработчиков Steamworks,
что позволило добавить достижения в любые Steam-игры. Первой игрой с
поддержкой системы, созданной не компанией Valve, стала Audiosurf.
В играх, движок которых сильно интегрирован со
Steam, достижения
могут работать только при запущенном в онлайн-режиме клиенте Steam
(преимущественно это игры Valve). В большинстве сторонних игр они могут
работать и без Steam, но при этом не сохраняются на Steam-аккаунте.
Например в Unreal Tournament 3
достижения привязываются в первую очередь к игровому аккаунту, и только
при запущенном в онлайн-режиме клиенте Steam сохраняются также на
серверах Steam. При этом в случае удаления достижений из Steam они
сохранятся в самой игре.
Существует программа для разблокировки/блокировки достижений Steam
на игровом аккаунте - Steam Achievement Manager. С её помощью
пользователи могут добавить себе достижения без необходимости их
зарабатывания в игре "честным" путём или удалить их. Причём это
относится даже к играм, достижения для которых не выпущены и находятся
в стадии тестирования (например достижения в Half-life 2 и Half-Life 2: Episode 1).
Программа получила распространение в первую очередь среди игроков Team
Fortress 2, поскольку разблокировка нового оружия напрямую зависит от
количества полученных достижений.
- Потоковая загрузка
Steam поддерживает потоковую загрузку контента.
Это позволяет распределить приоритеты загрузки содержимого. Таким
образом, сначала загружается часть игры, необходимая для запуска.
Остальные файлы (в правильном порядке) — в фоновом режиме. Загрузка
уровня игры приостанавливается, если ещё не загружены необходимые
файлы. Потоковое содержание требует дополнительных усилий со стороны
разработчика. Поэтому ее активно используют не так много игр.
- Обновления и автономный режим
При запуске клиент Steam проверяет наличие обновлений для самого
себя и всех установленных на компьютере игр. Если Steam начал загрузку
обновлений, игра становится недоступной (в том числе и для автономного
режима) до окончания их загрузки. Для сетевых игр обновления являются
обязательными; что касается одиночных игр, то Steam предоставляет
автономный режим, в котором можно играть в Steam-игры без подключения к
Интернету и загрузки обязательных обновлений. Steam может войти в
автономный режим и при подключённом интернете, но при каждом запуске в
автономном режиме, даже если интернет отключён, Steam предлагает запуск
в интернет-режиме (в Steam отсутствуют настройки, позволяющие отключить
этот запрос, что создаёт дополнительные неудобства при автозапуске).
- Проверка целостности и дефрагментация файлов игры
Steam поддерживает проверку файлов игры, сравнивая их контрольную
сумму с информацией на серверах Valve. Эта процедура запускается
принудительно, если при попытке запустить игру Steam не находит её
основные файлы, также пользователь может запустить её вручную. По
завершении процедуры Steam перезакачивает повреждённые или изменённые
файлы из интернета. Также для игр в формате GCF имеется возможность дефрагментации
содержимого GCF-файлов. Эта процедура предлагается пользователю при
запуске игры, если фрагментация файлов внутри виртуальной файловой
системы слишком высокая. При дефрагментации или проверке файлов игра
становится временно недоступной, однако, в отличие от обновления при
отмене процедуры, запуск игры становится возможным. Для выполнения
обеих процедур требуется информация с серверов Valve, поэтому они могут
быть выполнены только в интернет-режиме при наличии интернет-соединения.
- Изменение интерфейса
Steam поддерживает установку различных скинов,
которые изменяют внешний вид программы. Это могут быть изменения
цветовой схемы (поддерживается как закрашивание определённым цветом,
так и вставка изображений в формате TGA),
расположения и размера различных кнопок и окон меню, иконок игр и т. п.
Скины для старых версий Steam-а текущая версия не поддерживает.
- Установка дополнительного контента
Для игр на основе GCF-файлов
Steam поддерживает включение в игру некоторых официальных
дополнительных файлов контента, если таковые имеются. К таким
дополнениям могут относиться изменённые модели и текстуры (например
Half-Life High Definition Pack или Low Violence Pack) или специфические
варианты озвучивания (например изменённая русская локализацияHalf-Life
2 от фирмы Бука). Для включения такого рода дополнения необходимо в интернет-браузере пройти по ссылке steam://installaddon/название дополнения, для отключения — steam://removeaddon/название дополнения.
- Резервные копии

Окно резервного копирования
Steam позволяет встроенными средствами создавать неограниченное количество резервных копий
купленных игр (Как приобретённых через Steam, так и коробочных версий с
активацией через Steam). Данная возможность актуальна, прежде всего,
для игр купленных непосредственно в Steam, так как при повторной установке можно большую часть файлов установить с диска, а не загружать заново из Интернета.
Для удобства создания резервной копии в Steam предусмотрено
разбиение архива на файлы размером 640 Мб, 4.7 Гб или по указанию
пользователя. Далее архивы
записываются на диски любой программой. Встроенной функции записи на
оптические диски в Steam не предусмотрено. Впрочем, резервное
копирование можно провести и вручную, записав на диск содержимое папки
SteamApps.
- Разрабатываемые функции
Разработчики периодически сообщают, какие функции собираются
внедрить в Steam. Такими объявленными, но ещё не реализованными
функциями являются:
- Автообновление системных драйверов.
- Обмен игровыми файлами между пользователями с помощью технологии peer-to-peer.
- Возможность выбора альтернативного браузера для работы клиента Steam (сейчас используется только Internet Explorer).
- Версия клиента Steam под ОС GNU/Linux.
Рекламные акции

Окно управления подарками (Gift) и гостевыми приглашениями
- Пропуска
Пропуска (англ. Guest Passes). Время от времени, игрокам, обладающим какой-либо мультиплеерной
игрой, выдаётся гостевое приглашение, которое можно отослать любому
человеку посредством самого Steam или электронной почты. Получивший
приглашение, в свою очередь, может активировать его и в течение
нескольких дней играть в полную версию игры.
Скидка на выходные
Скидка на выходные (англ. Weekend Deal).
Каждые выходные предоставляется скидка на одну или несколько игр. Как
правило, это 50 — 75 %. Таким образом, можно покупать игры намного
дешевле, чем обычно. Иногда скидка идёт на игру разработчика, который
не допускает покупку игр из России. Купить такую игру нельзя.
- Бесплатные выходные
Бесплатные выходные (англ. Free Weekend)
действуют подобно гостевым приглашениям, однако игра становится
доступной сразу для всех желающих на определённый промежуток времени
(обычно три дня, с пятницы до понедельника), а в качестве дарителя
приглашения выступает уже сам разработчик игры. Так же, как и в случае гостевых приглашений, игрок может пользоваться полной версии игры вплоть до окончания акции.
- Совместные акции с производителями комплектующих ПК
Steam ведёт учёт аппаратных средств
в компьютере. Это может использоваться в различных целях, одна из
которых даёт возможность изготовителям аппаратных средств провести рекламную акцию для своих клиентов уже после того, как эти аппаратные средства будут проданы.
Обе ведущие компании по производству видеокарт используют эту особенность: владельцы ATI Radeon могут бесплатно установить Half-Life 2: Lost Coast и Half-Life 2: Deathmatch, в то время как пользователи nVidia GeForce получают Portal: First Slice (демонстрационная версия Portal), Half-Life 2: Deathmatch, Peggle Extreme и Half-Life 2: Lost Coast.
Активировать игры можно только 1 раз на 1 аккаунт, однако имеется
возможность активации на другой аккаунт при наличии той же видеокарты в
случае переустановки операционной системы. Следует заметить, что данный
способ активации не является полноценной регистрацией Source-игры.
То есть сами игры являются полноценными и предоставляют возможность
игры на любых серверах, но при этом они не предоставляют возможности
играть в некоторые Source-моды на Steam-серверах и пользоваться Source SDK, что доступно только для купленных Source-игр.
Также компания ATI
проводила следующую акцию: в коробки с видеокартами Radeon HD2900 XT
вкладывались купоны на активацию трёх игр Valve, планировавших
выпускаться в составе набора The Black Box: Team Fortress 2, Portal, Half-Life 2: Episode Two.
На тот момент игры ещё не были выпущены, и купон позволял бесплатно
предзаказать эти игры и скачать их через Steam в день всемирного
выпуска. И ATI, и nVidia теперь распространяют дистрибутив Steam вместе с драйверами для своих видеокарт.
- Внутриигровая реклама
Реклама Half-Life 2: Episode Two в Counter-Strike 1.6
Помимо рекламы и рекламных акций, проводимых через Steam, в
программе присутствует возможность осуществлять загрузку рекламных
баннеров в игру (так называемая динамическая реклама).
Таким образом, если разработчики позаботились об использовании данной
функции, то в игру каждый раз может загружаться различный рекламный
контент. Загрузка баннеров зависит от клиента Steam, и не затрагивает
содержимое серверов (в случае с мультиплеерными играми).
История появления данной функции:
- В начале 2006 года компания IGA Worldwide была уличена в использовании рекламы на некоторых серверах Counter-Strike. Однако это вызвало претензии со стороны Valve, так как это являлось нарушением авторских прав.
Позже, 16 февраля 2006 года Valve и IGA Worldwide подписали контракт о
внедрении рекламы в Counter-Strike, таким образом, конфликт был
исчерпан.
- В декабре 2006 года Valve подтвердила внедрение рекламы в Counter-Strike сайту CS-Nation, и объявила о скором выходе бета-версии игры с рекламой.
- 5 марта 2007 года для Counter-Strike вышло обновление, добавляющее рекламу. 9 января 2008 года реклама была добавлена и в Counter-Strike: Condition Zero.
В интервью сайту GamesIndustry.biz Гейб Ньюэлл заявил, что реклама в CS —
лишь эксперимент для реализации внутриигровой рекламы, как функции
Steam. А эта функция может быть использована, например, в бесплатных
играх, окупающихся за счёт рекламы.